Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФРОСИНИЯ МЛАДШАЯ
17, С. 529-530 опубликовано: 23 апреля 2013г.


ЕВФРОСИНИЯ МЛАДШАЯ

[греч. Εὐφροσύνη ἡ Νέα] (ок. 854, Пелопоннес - 8.11.923, К-поль), прп. (пам. греч. 8 нояб.). Сведения об этой святой дошли до нас в 2 агиографических сочинениях, составленных приблизительно через 400 лет после ее кончины: в Житии (в заглавии оно приписано Никифору Каллисту Ксанфопулу (BHG, N 627)), появившемся между 1295 и 1320 гг., и в Энкомии Константина Акрополита († ок. 1324), ранее в научной литературе фигурировавшем как Энкомий прп. Евфросинии Александрийской (BHG, N 626m). Совпадающая внутренняя хронология обоих текстов, в основе которых предположительно лежит некое более раннее сочинение, позволяет с большой точностью датировать основные события жизни Е. М. В источниках исторического характера имя Е. М. не упоминается, ее память не была включена в Синаксарь К-польской ц.

Согласно Житию, Е. М. происходила с Пелопоннеса. Ее отец 5 раз назначался стратигом Пелопоннеса, был очень богат и благочестив. Родители долгое время молились о рождении ребенка, к-рого обещали посвятить Господу. Благодаря этим молитвам у них родилась Е. М. Вскоре она была отдана на воспитание в монастырь. Когда она подросла, родители отправили ее для дальнейшего воспитания в К-поль к родственникам, принадлежащим к роду Агеластов (об этом роде см.: Cheynet J.-Cl. Pouvoir et contestations à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 229 f.).

Через нек-рое время дядя Е. М. решил выдать ее замуж и нашел для нее хорошего жениха из знатного рода. Но когда все приготовления к свадьбе были почти завершены, Е. М. ночью сбежала из дома и спряталась на мельнице. Там она прожила 3 месяца, питаясь только хлебом и водой и проводя все дни в молитве. Мельнику трижды снился один и тот же сон, в к-ром голос приказывал ему найти рабу Божию Евфросинию. Тогда мельник и его жена начали поиски и обнаружили святую в хижине, где она молилась. Они дождались конца молитвы, а потом вошли и попросили остаться жить у них. Однако Е. М. тайно покинула их ночью и отправилась в порт. Взойдя на корабль, направлявшийся в Анапл (местность на азиат. берегу Босфора, о ней см.: Mango C. Bosporos // ODB. T. 2. P. 312-313), Е. М. переоделась в муж. одежду и пришла в один из находившихся в районе Анапла муж. мон-рей (по версии Энкомия, в один из монастырей на горе св. Авксентия в Вифинии), назвавшись Иоанном (согласно Энкомию, Иоанникием).

В этом мон-ре Е. М. провела 15 лет. Она выполняла все самые тяжелые работы (носила воду, колола дрова и т. п.) и всячески усмиряла свою плоть (ела 2 раза в неделю, спала на камнях). Т. о., со временем Е. М. совершенно победила в себе жен. начало, так что бесы, искушавшие ее, когда она только прибыла в мон-рь, были посрамлены и отступили, и святая больше не боялась находиться вместе с мужчинами. Вся братия полюбила Е. М., и, когда скончался настоятель обители, все единогласно решили просить Е. М. занять эту должность. Однако она не хотела этого и, тайно покинув мон-рь, отправилась в пустыню, где осталась жить с неким старцем, отшельником.

На 11-м году жизни в пустыне диавол стал склонять Е. М. снять муж. одежду и вернуться в К-поль, однако святая не поддалась этому искушению. Тело Е. М. преобразилось так, что в ней невозможно было распознать женщину. Однажды к ней прибыл старый слуга ее отца, к-рый все эти годы искал ее. Увидев Е. М., он не узнал ее, но рассказал ей ее же историю, описал печаль родителей и свои поиски. Е. М. прослезилась, но не открыла ему правды, а лишь просила передать хозяину, что его дочь жива и, вероятно, когда-нибудь он сможет с ней увидеться. Во время пребывания слуги на пещеру Е. М. стали нападать бесы: они забрасывали убежище святой камнями и кричали страшными голосами, называя святую по имени. Услышав эти крики, старец спросил у святой, не знает ли она к.-н. женщины с таким именем, подвизающейся неподалеку. Е. М. объяснила эти крики как очередное искушение, напоминание отшельникам о женщинах. Хотя старец и поверил ей, она, чтобы сохранить свою тайну, покинула пустыню и вернулась в Анапл, где уже подвизалась прежде.

Через некоторое время Е. М. решила, что больше нет необходимости скрываться: облачившись в жен. одежду, она пришла в К-поль и остановилась в мон-ре при ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне Балыклы), где прославилась строгостью жизни. Вырыв жилище в земле, она проводила там все время в молитве и питалась раз в неделю злаками и овощами (изд. Жития И. Делеэ определяет время возвращения в К-поль как 903 (АctaSS. Nov. Т. 3. Col. 859)).

Скоро слава о подвижнице разошлась по всему городу, и к ней стали приходить люди. Ее жилище посетил имп. Лев VI Мудрый (886-912). Он был так впечатлен ее аскезой и умом, что просил у нее советов по управлению гос-вом. В конце долгой беседы император рассказал святой, что, несмотря на то что он был женат уже в 4-й раз (на Зое Карвонопсине), у него не было детей. После ухода императора Е. М. днем и ночью молилась о рождении наследника престола, и вскоре ей было видение, в к-ром ангел сказал, что у императора родится сын. Е. М. известила о видении императора. После рождения сына (буд. имп. Константин VII Багрянородный род. в мае 905) император прибыл поблагодарить святую, а через неск. дней ее посетила и императрица с младенцем. Е. М. стала крестной матерью Константина (крещен 6 янв. 906 патриархом К-польским Николаем I Мистиком).

Е. М., всю жизнь избегавшая общения с людьми и участия в мирских делах, очень тяготилась славой. Однажды она попросила своего келейника евнуха мон. Николая найти для нее место, где бы она могла тайно поселиться. Он обошел весь город и нашел место недалеко от ворот Калагрос, где стояла часовня Св. Троицы, уже долгое время находившаяся в запустении. Там Е. М. вновь вырыла себе подземное жилище еще меньше прежнего, размером с могилу, и провела в нем 2 года, общаясь только с 12 монахинями, к-рые поселились вместе с ней. Император отправил на поиски Е. М. людей и, узнав, где находится святая, приехал к пещере и стал просить ее вернуться. Е. М. рассказала императору историю своей жизни и надеялась, что ее не будут тревожить в уединении. Император предлагал ей деньги на содержание монахинь и на восстановление часовни и мон-ря.

Однажды за благословением к святой пришел друнгарий Роман (впосл. имп. Роман I Лакапин (920-944)), и Е. М. предсказала ему, что вскоре он станет императором. Предсказание сбылось: через нек-рое время скончался Лев Мудрый, взошедший на престол его брат Александр правил с 11 мая 912 по 6 июня 913 г. и тоже скончался. Роман стал регентом при малолетнем Константине, сыне Льва, а позже выдал замуж за Константина свою дочь (919). Новый император не забыл Е. М. и всегда обращался к ней за помощью, а отправляясь на войну, надевал под доспехи ее хитон из грубой ткани, к-рый берег его от вражеских мечей.

Через 7 лет, проведенных Е. М. в подземном жилище, скифы напали на империю и добрались до столицы. Однако ромеи по молитве святой победили варваров и отбросили их от стен города (возможно, речь идет о событиях русско-визант. войны 907 и о мирном договоре 911). В это время Е. М. покинула пещеру и отправилась в мон-рь Катаскепи, где вырыла себе укрытие, в к-ром могла только неподвижно стоять.

Е. М. скончалась в день праздника в честь Небесных Сил бесплотных на 70-м году жизни. Роман I вместе с имп. Феодорой приходил проститься с ней. На могиле святой совершилось множество чудес и исцелений, напр., она избавила от бесплодия императрицу Анну (жена имп. Андроника II Палеолога, мать имп. Михаила IX Палеолога).

Ист.: BHG, N 626m, 627; Vita S. Euphrosynae a Nicephoro Callisto Xanthopoulo / Ed. H. Delehaye // ActaSS. Nov. T. 3. Col. 858-877; Halkin F. Eloge de st. Euphrosyne la Jeune par Constantin Acropolite // Byz. 1987. T. 57. N 1. P. 56-65; The Life of Euphrosyne the Younger by Nikephoros Kallistos Xanthopoulos / Greek Text, Engl. Transl., Not. and Ind. by J. O. Rosenquist [in preparation].
Лит.: ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1116; Darrouzès J. Euphrosyne la Jeune // DHGE. T. 15. Col. 1418; Janin R. Eufrosina la Giovane // BiblSS. Vol. 5. P. 174-175; Euphrosyne, N 1712 // PMBZ. Abt. 1. Bd. 1. S. 543-544; Rochow I. Die Vita der Eyphrosyne der Jüngeren, das späteste Beispiel des Motivs des weiblichen Transvestitentums (Monachoparthenia) in der Byzantinische Hagiographie // Мир Александра Каждана: К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003. C. 259-271.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Евфросиния Младшая (ок. 854 - 923), преподобная (пам. греч. 8 нояб.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)